§
1. Наш край в древности.
Первобытные.
В Бурзянском районе нашей республики находится пещера "Шулъган-Таш"
Иначе ее называют Каповой пещерой. Войдем внутрь пещеры. На
известковых стетжх. огромного подземного зала мы увидим различные
рисунки. Красной минеральной краской древний художник изобразил
дикую лошадь и двух мамонтов, идущих в разные стороны. Затем
отдельно - фигуру еще одного мамонта. Ниже изображен носорог.
В другом месте того же зала нарисованы идущие друг за другом
бизон и три мамонта.
Эти рисунки, выполненные рукой человека, говорят о том, что
пещера в древности служила местом обитания людей. Здесь они
скрывались от непогоды и хищных зверей. А на стенах пещеры
изображены те животные, которые в то время водились в нашем
крае. На них охотились люди каменного века, обитавшие здесь
около 40 тысяч лет тому назад. Доказательством тому служат
также кости мамонта, находимые во многих местах Башкирии,
особенно по течению реки Белой и ее притокам.
Природа нашего края была благоприятна для жизни человека с
древнейших времен. Но она сильно отличалась от современной.
До начала великого оледенения земли здесь произрастали могучие
тропические леса, в которых водилось множество различных зверей.
Ледник хотя и не дошел до территории современной Башкирии
(его граница проходила в пределах современных Пермской и Кировской
областей), но резко изменил климат в этих широтах. Изменился
растительный и животный мир. Первобытные люди выжили потому,
что они к этому времени научились пользоваться огнем и изготавливать
теплую одежду. Об этом рассказывают также остатки поселений
древнего человека, найденные археологами в других местах Башкирии
В окрестностях столицы нашей республики Уфы археологи обнаружили
ряд поселений людей каменного века. В археологических исследованиях
окрестностей Уфы принимали участие и юные археологи - члены
археологического кружка Уфимского Дворца пионеров. Они открыли
поселение древних людей в 10-12 километрах от устья реки Уфы.
В честь юных археологов этот памятник седой старины назвали
"Селище Юнар" (юный археолог). Ближе к устью Уфы
найдены еще два поселения древних людей.
В Караидельском районе около устья реки Юрюзань обнаружены
остатки каменных орудий в стадии их обработки. По-видимому,
на этом месте была "мастерская" по изготовлению
каменных орудий.
Поселения людей каменного века обнаружены также на окраине
города Давлекаково и в Абзелиловском районе. На месте этих
поселений, расположенных на берегах озер, найдены каменные
орудия и обломки глиняной посуды.
Около XVI века до нашей эры люди, жившие на территории нашего
края, стали делать орудия труда и оружие из меди и бронзы.
Остатки поселений людей бронзового века раскопаны на берегах
Белой, на мысу Баланбаш, у села Красный Яр, близ Стерлитамака,
у села Береговка, близ Мелеуза и в других местах. Здесь найдены
остатки древних жилищ-землянок, обломки костей домашних животных,
бронзовые и медные орудия труда и оружие, обломки глиняной
посуды.
Во многих местах Башкирии раскопаны курганы - погребения древних
людей бронзового века. Под насыпью курганов найдены бронзовые
топоры, серпы, наконечники копий, ножи. Веря в загробную жизнь,
люди снабжали умерших предметами, которыми они поль- зовались
при жизни.
Примерно с VII века до нашей эры люди научились добывать железную
руду и выплавлять из нее железо, из которого стали изготавливать
орудия труда и оружие. От этого времени на территории нашего
края осталось много укрепленных поселений-городищ, которые
располагались на высоких местах и защищались земляными валами
и рвами. Такие крепости-городища найдены в окрестностях Уфы,
у деревни Бектемирово Бирского района, у села Охлебинино Нуримановского
района, в Гафурийском районе и в других местах.
Около городищ раскопаны могилы людей железного века. В них
обнаружены железные мечи, кинжалы, конские удила, наконечники
копий и т. д.
Появление крепостей-городищ и оружия, с которым люди почти
никогда не расставались, говорит о том, что они постоянно
ждали нападения. По-видимому, племена враждовали друг с другом
и совершали набеги с целью захвата имущества.
Таким образом, на протяжении тысячелетий, с древнейших времен,
территория нашего края была заселена людьми, оставившими многочисленные
следы своего обитания.
Позднее их сменили башкирские племена. Коренное население
нашего края - башкиры. Первое упоминание о них относится к
X веку нашей эры. Арабский писатель и путешественник Ибн -Фадлан
в 921 году проездом посетил Башкирию и оста-вил описание жизни
древних башкир.
Башкиры, по свидетельству Ибн-Фадлана, были многочисленным
народом, ведущим кочевой образ жизни. Кочевали они по обширному
пространству, лежащему по обе стороны Среднего и Южного Урала
от Волги до Тобола. Помимо кочевого скотоводства, они занимались
охотой, рыболовством и бортничеством - сбором меда диких пчел.
Природа Башкирии благоприятствовала всему этому: в лесах водилось
много разных зверей, реки и озера изобиловали рыбой.
Основным оружием для охоты были луки и стрелы. Башкиры хорошо
владели этим оружием. Причем они были великолепными наездниками,
так как с раннего детства приучались к верховой езде. Жили
башкиры в войлочных кибитках, которые перевозили с места на
место.
В X-XII веках башкиры жили родовыми общинами. Роды в свою
очередь объединялись в племена, которые имели свои названия.
По Южному Уралу кочевали племена: Бурзян, Кыпсяк, Юрматы и
другие. Многие племена жили по нижнему течению реки Белой.
По реке Деме на всем ее протяжении кочевало могущественное
племя Мин.
Во главе каждою рода и племени стояли старейшины - бии. Существовало
и народное собрание племен и родов. Каждое народное собрание
заканчивалось спортивными состязаниями по борьбе, скачкам
и стрельбе из лука.
К XIII веку родовой строй у башкир уже значительно разлагается.
Родовые и племенные старейшины имеют в своем распоряжении
большие табуны скота, гораздо больше, чем другие семьи. Богатые
старейшины захватывают и всю полноту власти над рядовыми башкирами.
Народное собрание теряет свое значение.
Башкиры, подобно славянам, от родового строя перешли к феодальному,
минуя рабовладельческий строй. Развитие феодализма шло у них
очень медленно. Это объяснялось особенностью кочевого скотоводческого
хозяйства.
До XII века башкиры были язычниками и поклонялись различным
силам природы. Затем в Башкирию через Булгарское ханство стал
проникать ислам. Булгарские проповедники годами жили среди
башкир, распространяя мусульманскую религию, которая помогала
булгарской знати, а также верхушке самих башкир держать в
повиновении трудовой народ.
В начале XIII века Восточная Европа подверглась нападению
монголо- татар. Вначале они обрушились на Булгарское ханство,
под властью которого находились северо-западные племена башкир.
После разгрома булгар в 1236 году Башкирия попала под власть
монголов, а позднее вошла в состав Золотой Орды, основанной
ханом Батыем в 1243 году.
Башкиры платили золотоордынскому хану ясак - дань, взимаемую
шкурами пушных зверей. Ясаком были обложены даже грудные младенцы.
Помимо ясака башкиры поставляли хану лошадей для перевозки
грузов и ханских послов.
Во время военных походов ханы требовали участия в них коренных
народов. По их требованию башкиры снаряжали за свой счет определенное
количество воинов с годовым запасом продовольствия и запасными
лошадьми.
Ханские повинности никакими законами не ограничивались. Величина
их определялась волей хана и была различной в разное время.
Родовая знать башкирского общества жила в лучших условиях.
Ханы старались привлечь ее на свою сторону. Знатные башкиры
помогали им держать в повиновении простой народ.
Мусульманская религия тоже приспосабливается к интересам завоевателей.
Ее поддерживает и использует в своих интересах ханская власть.
Золотоордынские ханы требовали обязательного исповедывания
ислама у всех покоренных народов.
Башкиры не мирились с властью Золотой Орды. Они вели борьбу
против нее. Об этом рассказывается в народных песнях и сказаниях.
Так, народная поэма "Кузы-Курпяч" повествует о том,
как завоеватели после длительной кровопролитной борьбы подчинили
народ своей власти. Но башкирские батыры поднялись на борьбу,
чтобы "избавиться от опасности и всех избавить от пагубы".
Но слишком велики были силы завоевателей - освободиться не
удалось.
В XIV-XV веках Золотая Орда распалась на Казанское, Сибирское,
Крымское ханства и Ногайскую орду.
Территория Башкирии оказалась разделенной на три части. Южная
и центральная части ее попали под власть Ногайской орды; западная
и северо-западная части - под власть Казанского ханства; восточная
и северо-восточная части - под власть Сибирского ханства.
Эти ханства находились в постоянной вражде между собой, а
от междоусобных войн сильно страдало башкирское население.
Башкирские феодалы были вассалами ногайских мурз, казанских
и сибирских ханов. Они освобожда-лись от уплаты ясака, но
обязаны были участвовать в войнах, которые вели мурзы и ханы.
Вся тяжесть ясачного обложения ложилась на плечи трудящихся
башкир. Кроме ясака, они несли повинности и в пользу своих
феодалов.
|