§ 15. Начало социалистической индустриализации Башкирии.

Первая пятилетка.

VII Всебашкирский съезд Советов (март 1929 г.) обобщил итоги десятилетнего существования БАССР и определил задачи дальнейшего развития народного хозяйства и культуры республики. Был принят пятилетний план развития народного хозяйства Башкирии на 1929-1933 годы. По этому плану намечалась техническая реконструкция существующих предприятий, увеличение добычи и обработки черных и цветных металлов, строительство новых предприятий машиностроительной, деревообрабатывающей, лесохимической и создание нефтедобывающей промышленности. Башкирская АССР с её несметными природными богатствами должна была сыграть большую роль в создании крупного угольно-металлургического района на Востоке страны - Урало-Кузбасского комбината (УКК). В октябре 1930 года СНК СССР принял постановление "О развитии промышленности Башкирии". В нем предлагалось лучше изучить и использовать местные богатства края, усилить разведочные работы в районе Ишимбаево, принять меры по электрификации республики. Правительство СССР отпустило большие средства для развития индустрии края. XVI Всесоюзная партийная конференция, проходившая в апреле 1929 года, обратилась ко всем рабочим и трудящимся крестьянам Советского Союза с призывом развернуть социалистическое соревнование за выполнение плана первой пятилетки. Трудящиеся Башкирии горячо откликнулись на это обращение. По примеру ленинградских заводов "Красный пути ловец" и "Красный выборжец" на Белорецких сталепроволочном и металлургическом, Красноусольском стекольном, Уфимском паровозоремонтном и ряде других предприятий республики возникли ударные комсомольские и молодежные бригады, сменно- встречные, хозрасчетные бригады и т. д. Они трудились под лозунгом: "Выполним пятилетку в четыре года!"
На заводах и фабриках успешно применялось сменно-встречное планирование. В апреле 1932 года одна из ударных бригад Белорецкого металлургического завода получила задание закончить реконструкцию доменной печи № 1 за 56 дней. Рабочие выдвинули встречный план - выполнить эту работу за 48 дней, и они сдержали свое слово. Применяя метод сменно-встречного планирования, бригады мастеров-прокатчиков Н. Г. Корина и Г. К. Семавина систематически перевыполняли сменные задания. На Белорецком сталепроволочном заводе высоких показателей добивалась ударная комсомольско-молодежная бригада имени 16 годовщины Международного юношеского дня. Другая молодежная хозрасчетная бригада стала давать в смену по 25 тысяч метров стальных канатов вместо 18 тысяч по норме. Ударные и хозрасчетные бригады были созданы также на Уфимском механическом и Стерлитамакском кожевенном заводах, на Уфимской обувной и Нижне-Троицкой суконной фабриках. К концу 1932 года в промышленности, строительстве и на транспорте Башкирии различными видами соревнования было охвачено более 17 тысяч рабочих. Трудовая активность рабочих республики особенно ярко проявилась в борьбе за нефть, которую упорно искали в районе деревни Ишимбаево. Трудная шла тогда работа. Громоздкое оборудование перевозили на лошадях за 120 километров. Да и геологические условия здесь были иные, чем в старых нефтяных районах страны. Но трудности не испугали энтузиастов башкирской нефти. Невзирая на тяжелые условия, разведчики настойчиво, метр за метром бурили недра земли. И вот одержана замечательная победа: всю страну облетела весть о том, что в мае 1932 года на буровых № 702 и 703 около башкирской деревни Ишимбаево забили первые фонтаны нефти!

Социалистическая индустриализация - всенародное дело.

Вся страна участвовала в создании нефтяной промышленности Башкирии. Как только в районе Ишимбаево была открыта нефть, Бакинские нефтяники взяли шефство над башкирскими нефтеразведчиками. Из Грозного и Баку приехали сюда специалисты и квалифицированные рабочие. Это они построили и обслуживали первые скважины в Ишимбаево.
Срочным порядком отгружались для Башкирии необходимые машины: из Москвы - грузовики, из Харькова и Челябинска - тракторы. Московский нефтяной институт ускоренно готовил проект Ишимбаевского нефтепромысла.
Большие усилия проявляли и трудящиеся самой Башкирии. Колхозы республики обеспечивали строительство нефтепромысла рабочей силой и гужевым транспортом. Проводились "ударные месяцы" помощи строящемуся промыслу. Особенно большую помощь нефтяникам оказывали колхозы Стерлитамакского, Мелеузовского, Макаровского, Красноусольского (ныне Гафурийского) районов.
Партия и Советское правительство проявляли постоянную заботу о социалистической индустриализации Башкирии. В центре их внимания были все новостройки на территории Башкирской АССР. На строительство заводов Уфимского промышленного узла советское государство выделило большие средства и направило сюда крупных специалистов и квалифицированных рабочих. Это строительство сразу же было объявлено всенародным. Областной комитет партии призвал всех трудящихся республики принять участие в новостройках. Промышленные предприятия выделили для них часть квалифицированных рабочих. Колхозы Башкирии посылали на стройки своих производственников. В июне 1931 года на строительную площадку под Уфой прибыло более четырех тысяч колхозников. Значительную часть среди них составляли комсомольцы. Через краткосрочные курсы и школы срочно велась подготовка каменщиков, штукатуров, плотников и рабочих других специальностей.
По всей республике устраивались в эти годы комсомольские субботники, проводились декады индустриализации под лозунгом: "Строит вся Башкирия!".
По инициативе рабочих Белорецкого сталепроволочного завода 8 ноября 1931 года было объявлено днем новостроек. Белорецкие заводы послали на новостройки целый эшелон железа, проволоки, гвоздей и других строительных материалов. Много материалов для новостроек дали лесозаводы, стройтрест, кирпичные заводы и другие предприятия Башкирии.
Всенародным стало также строительство железной дороги Уфа - Ишимбаево, начатое по постановлению Советского правительства осенью 1933 года. Областная партийная и комсомольская организации мобилизовали на стройку сотни коммунистов и тысячи комсомольцев. В ноябре на трассу прибыла первая группа комсомольцев из Уфы. Много комсомольцев и молодежи прибыло из сельских районов республики. Строительство дороги требовало большого упорства и напряжения сил. Рабочие развернули социалистическое соревнование, в ходе которого в 2-3 раза перевыполняли нормы. Проводились также месячники с участием большого количества колхозов из многих районов республики. Особенно много людей участвовало в месячнике, объявленном Башкирским обкомом партии в июне 1934 года. За этот месяц колхозники выполнили 1 миллион Кубометров земляных работ. Дорога была построена в установленный срок - за 1 год. 1 октября 1934 года в Уфу из Ишимбаево прибыл первый эшелон нефти.

Решающие успехи.

К середине 30-х годов были достигнуты первые крупные успехи в индустриализации Башкирии. Успешно были выполнены основные задания первого пятилетнего плана, начиналась работа по осуществлению задач второй пятилетки (1933-1937 годы).
За эти годы все крупные промышленные предприятия республики были переоборудованы и расширены.
Так, на Белорецком металлургическом заводе реконструкции подверглись две доменные печи и весь мартеновский цех. Началось сооружение линии электропередачи Магнитогорск - Белорецк, были улучшены энергетическое хозяйство и заводской транспорт. Завод начал производить сталь высшего качества, имеющую большое значение для отечественного машиностроения.
Коренным образом был реконструирован Белорецкий проволочно-гвоздильный завод. На месте небольшого предприятия здесь возник крупнейший в стране сталепроволочно-канатный завод (СПКЗ), оборудованный новейшей техникой. Завод начал производить специальную стальную проволоку высшего качества, получаемую ранее только из-за границы. Было освоено также производство стальных канатов для авиационной и автотракторной промышленности, кордной проволо-ки и стальных сеток для автомобильных покрышек. Производительность завода только за первую пятилетку увеличилась в 4 раза.
На Тирлянском листопрокатном заводе были установлены мощные клетки со стальными станинами, построены травильная и механическая мастерские, произведен капитальный ремонт зданий цехов. Наряду с кровельным железом завод стал производить качественные сорта стали - декапированную и динамную.
Дальнейшее развитие получила и цветная металлургия. Были переоборудованы Баймакский медеплавильный завод, Тубинский, Бурибаевский и другие рудники; строились новые предприятия цветной металлургии. В 1929 году в Башкирии впервые в стране началась разработка хромистого железняка, а несколько позже - марганцевой руды. В 1935 году вступил в строй бокситовый рудник, дававший ценнейшую руду для алюминиевой промышленности.
Выросла техническая вооруженность паровозовагоноремонтного, судоремонтного и механического заводов в Уфе. Реконструкции подверглись Красноусольский стекольный завод, Нижне-Троицкая суконная фабрика, Стерлитамакский и Уфимский кожевенные заводы.
Успешно осуществлялось новое промышленное строительство под Уфой. Севернее Уфы одно за другим вступили в строй несколько крупных предприятий, связанных в единый производственный комплекс. Это - ЦЭС мощностью в 10 тысяч киловатт, крупный лесопильный и фанерный заводы, завод дубильных экстрактов и спичечная фабрика. Они были созданы на базе новейшей техники, снабжены современными высокопроизводительными машинами.
Решающую роль в индустриализации Башкирии сыграло создание нефтяной промышленности. Первоначально строительство нефтепромысла шло медленно, но с конца 1934 года оно пошло более быстрыми темпами. Резкий скачок делает и добыча нефти: 1933 год - 20 тысяч тонн, 1934 год - 62 тысячи тонн, 1935 год - 400 тысяч тонн.
Первая пятилетка и последующие годы отмечены появлением в Башкирии целого ряда новых предприятий легкой и пищевой промышленности, а также промышленности строительных материалов. Так, было построено 7 крупных кирпичных заводов, 5 заводов по производству алебастра и извести, завод пишущих машин, кожгалантерейная фабрика, хлебозавод, молочный завод, кондитерская и макаронная фабрики в Уфе, мясокомбинаты и птицекомбинаты в районах.
Значительные изменения произошли и на транспорте республики. Были проложены вторые пути на Куйбышевской железной дороге (на территории БАССР протяженностью в 380 километров), проведена реконструкция путевого хозяйства и железнодорожных станций. Увеличилось количество паровозов и вагонов; грузооборот железных дорог возрос более чем в два раза. Значительно выросли также водный и автомобильный транспорт. В жизнь входил новый вид транспорта - авиация.
Успехи, достигнутые в середине 30-х годов, явились основой для дальнейшего индустриального развития Башкирии на путях социализма

назад
 
 

 

По всем вопросам о размещение ре-кламы и заметкам по дизайну обращаться по адресу
oktb-tower@narod.ru
 
Разработка и дизайн - Personal Developments
Hosted by uCoz