§
15. Начало социалистической индустриализации Башкирии.
Первая
пятилетка.
VII Всебашкирский съезд Советов (март 1929 г.) обобщил итоги
десятилетнего существования БАССР и определил задачи дальнейшего
развития народного хозяйства и культуры республики. Был принят
пятилетний план развития народного хозяйства Башкирии на 1929-1933
годы. По этому плану намечалась техническая реконструкция
существующих предприятий, увеличение добычи и обработки черных
и цветных металлов, строительство новых предприятий машиностроительной,
деревообрабатывающей, лесохимической и создание нефтедобывающей
промышленности. Башкирская АССР с её несметными природными
богатствами должна была сыграть большую роль в создании крупного
угольно-металлургического района на Востоке страны - Урало-Кузбасского
комбината (УКК). В октябре 1930 года СНК СССР принял постановление
"О развитии промышленности Башкирии". В нем предлагалось
лучше изучить и использовать местные богатства края, усилить
разведочные работы в районе Ишимбаево, принять меры по электрификации
республики. Правительство СССР отпустило большие средства
для развития индустрии края. XVI Всесоюзная партийная конференция,
проходившая в апреле 1929 года, обратилась ко всем рабочим
и трудящимся крестьянам Советского Союза с призывом развернуть
социалистическое соревнование за выполнение плана первой пятилетки.
Трудящиеся Башкирии горячо откликнулись на это обращение.
По примеру ленинградских заводов "Красный пути ловец"
и "Красный выборжец" на Белорецких сталепроволочном
и металлургическом, Красноусольском стекольном, Уфимском паровозоремонтном
и ряде других предприятий республики возникли ударные комсомольские
и молодежные бригады, сменно- встречные, хозрасчетные бригады
и т. д. Они трудились под лозунгом: "Выполним пятилетку
в четыре года!"
На заводах и фабриках успешно применялось сменно-встречное
планирование. В апреле 1932 года одна из ударных бригад Белорецкого
металлургического завода получила задание закончить реконструкцию
доменной печи № 1 за 56 дней. Рабочие выдвинули встречный
план - выполнить эту работу за 48 дней, и они сдержали свое
слово. Применяя метод сменно-встречного планирования, бригады
мастеров-прокатчиков Н. Г. Корина и Г. К. Семавина систематически
перевыполняли сменные задания. На Белорецком сталепроволочном
заводе высоких показателей добивалась ударная комсомольско-молодежная
бригада имени 16 годовщины Международного юношеского дня.
Другая молодежная хозрасчетная бригада стала давать в смену
по 25 тысяч метров стальных канатов вместо 18 тысяч по норме.
Ударные и хозрасчетные бригады были созданы также на Уфимском
механическом и Стерлитамакском кожевенном заводах, на Уфимской
обувной и Нижне-Троицкой суконной фабриках. К концу 1932 года
в промышленности, строительстве и на транспорте Башкирии различными
видами соревнования было охвачено более 17 тысяч рабочих.
Трудовая активность рабочих республики особенно ярко проявилась
в борьбе за нефть, которую упорно искали в районе деревни
Ишимбаево. Трудная шла тогда работа. Громоздкое оборудование
перевозили на лошадях за 120 километров. Да и геологические
условия здесь были иные, чем в старых нефтяных районах страны.
Но трудности не испугали энтузиастов башкирской нефти. Невзирая
на тяжелые условия, разведчики настойчиво, метр за метром
бурили недра земли. И вот одержана замечательная победа: всю
страну облетела весть о том, что в мае 1932 года на буровых
№ 702 и 703 около башкирской деревни Ишимбаево забили первые
фонтаны нефти!
Социалистическая
индустриализация - всенародное дело.
Вся страна участвовала в создании нефтяной промышленности
Башкирии. Как только в районе Ишимбаево была открыта нефть,
Бакинские нефтяники взяли шефство над башкирскими нефтеразведчиками.
Из Грозного и Баку приехали сюда специалисты и квалифицированные
рабочие. Это они построили и обслуживали первые скважины в
Ишимбаево.
Срочным порядком отгружались для Башкирии необходимые машины:
из Москвы - грузовики, из Харькова и Челябинска - тракторы.
Московский нефтяной институт ускоренно готовил проект Ишимбаевского
нефтепромысла.
Большие усилия проявляли и трудящиеся самой Башкирии. Колхозы
республики обеспечивали строительство нефтепромысла рабочей
силой и гужевым транспортом. Проводились "ударные месяцы"
помощи строящемуся промыслу. Особенно большую помощь нефтяникам
оказывали колхозы Стерлитамакского, Мелеузовского, Макаровского,
Красноусольского (ныне Гафурийского) районов.
Партия и Советское правительство проявляли постоянную заботу
о социалистической индустриализации Башкирии. В центре их
внимания были все новостройки на территории Башкирской АССР.
На строительство заводов Уфимского промышленного узла советское
государство выделило большие средства и направило сюда крупных
специалистов и квалифицированных рабочих. Это строительство
сразу же было объявлено всенародным. Областной комитет партии
призвал всех трудящихся республики принять участие в новостройках.
Промышленные предприятия выделили для них часть квалифицированных
рабочих. Колхозы Башкирии посылали на стройки своих производственников.
В июне 1931 года на строительную площадку под Уфой прибыло
более четырех тысяч колхозников. Значительную часть среди
них составляли комсомольцы. Через краткосрочные курсы и школы
срочно велась подготовка каменщиков, штукатуров, плотников
и рабочих других специальностей.
По всей республике устраивались в эти годы комсомольские субботники,
проводились декады индустриализации под лозунгом: "Строит
вся Башкирия!".
По инициативе рабочих Белорецкого сталепроволочного завода
8 ноября 1931 года было объявлено днем новостроек. Белорецкие
заводы послали на новостройки целый эшелон железа, проволоки,
гвоздей и других строительных материалов. Много материалов
для новостроек дали лесозаводы, стройтрест, кирпичные заводы
и другие предприятия Башкирии.
Всенародным стало также строительство железной дороги Уфа
- Ишимбаево, начатое по постановлению Советского правительства
осенью 1933 года. Областная партийная и комсомольская организации
мобилизовали на стройку сотни коммунистов и тысячи комсомольцев.
В ноябре на трассу прибыла первая группа комсомольцев из Уфы.
Много комсомольцев и молодежи прибыло из сельских районов
республики. Строительство дороги требовало большого упорства
и напряжения сил. Рабочие развернули социалистическое соревнование,
в ходе которого в 2-3 раза перевыполняли нормы. Проводились
также месячники с участием большого количества колхозов из
многих районов республики. Особенно много людей участвовало
в месячнике, объявленном Башкирским обкомом партии в июне
1934 года. За этот месяц колхозники выполнили 1 миллион Кубометров
земляных работ. Дорога была построена в установленный срок
- за 1 год. 1 октября 1934 года в Уфу из Ишимбаево прибыл
первый эшелон нефти.
Решающие
успехи.
К середине 30-х годов были достигнуты первые крупные успехи
в индустриализации Башкирии. Успешно были выполнены основные
задания первого пятилетнего плана, начиналась работа по осуществлению
задач второй пятилетки (1933-1937 годы).
За эти годы все крупные промышленные предприятия республики
были переоборудованы и расширены.
Так, на Белорецком металлургическом заводе реконструкции подверглись
две доменные печи и весь мартеновский цех. Началось сооружение
линии электропередачи Магнитогорск - Белорецк, были улучшены
энергетическое хозяйство и заводской транспорт. Завод начал
производить сталь высшего качества, имеющую большое значение
для отечественного машиностроения.
Коренным образом был реконструирован Белорецкий проволочно-гвоздильный
завод. На месте небольшого предприятия здесь возник крупнейший
в стране сталепроволочно-канатный завод (СПКЗ), оборудованный
новейшей техникой. Завод начал производить специальную стальную
проволоку высшего качества, получаемую ранее только из-за
границы. Было освоено также производство стальных канатов
для авиационной и автотракторной промышленности, кордной проволо-ки
и стальных сеток для автомобильных покрышек. Производительность
завода только за первую пятилетку увеличилась в 4 раза.
На Тирлянском листопрокатном заводе были установлены мощные
клетки со стальными станинами, построены травильная и механическая
мастерские, произведен капитальный ремонт зданий цехов. Наряду
с кровельным железом завод стал производить качественные сорта
стали - декапированную и динамную.
Дальнейшее развитие получила и цветная металлургия. Были переоборудованы
Баймакский медеплавильный завод, Тубинский, Бурибаевский и
другие рудники; строились новые предприятия цветной металлургии.
В 1929 году в Башкирии впервые в стране началась разработка
хромистого железняка, а несколько позже - марганцевой руды.
В 1935 году вступил в строй бокситовый рудник, дававший ценнейшую
руду для алюминиевой промышленности.
Выросла техническая вооруженность паровозовагоноремонтного,
судоремонтного и механического заводов в Уфе. Реконструкции
подверглись Красноусольский стекольный завод, Нижне-Троицкая
суконная фабрика, Стерлитамакский и Уфимский кожевенные заводы.
Успешно осуществлялось новое промышленное строительство под
Уфой. Севернее Уфы одно за другим вступили в строй несколько
крупных предприятий, связанных в единый производственный комплекс.
Это - ЦЭС мощностью в 10 тысяч киловатт, крупный лесопильный
и фанерный заводы, завод дубильных экстрактов и спичечная
фабрика. Они были созданы на базе новейшей техники, снабжены
современными высокопроизводительными машинами.
Решающую роль в индустриализации Башкирии сыграло создание
нефтяной промышленности. Первоначально строительство нефтепромысла
шло медленно, но с конца 1934 года оно пошло более быстрыми
темпами. Резкий скачок делает и добыча нефти: 1933 год - 20
тысяч тонн, 1934 год - 62 тысячи тонн, 1935 год - 400 тысяч
тонн.
Первая пятилетка и последующие годы отмечены появлением в
Башкирии целого ряда новых предприятий легкой и пищевой промышленности,
а также промышленности строительных материалов. Так, было
построено 7 крупных кирпичных заводов, 5 заводов по производству
алебастра и извести, завод пишущих машин, кожгалантерейная
фабрика, хлебозавод, молочный завод, кондитерская и макаронная
фабрики в Уфе, мясокомбинаты и птицекомбинаты в районах.
Значительные изменения произошли и на транспорте республики.
Были проложены вторые пути на Куйбышевской железной дороге
(на территории БАССР протяженностью в 380 километров), проведена
реконструкция путевого хозяйства и железнодорожных станций.
Увеличилось количество паровозов и вагонов; грузооборот железных
дорог возрос более чем в два раза. Значительно выросли также
водный и автомобильный транспорт. В жизнь входил новый вид
транспорта - авиация.
Успехи, достигнутые в середине 30-х годов, явились основой
для дальнейшего индустриального развития Башкирии на путях
социализма
|