§
26. Культурное строительство в Башкирии (1946-1965 гг.)
Просвещение.
Наука.
В первые послевоенные годы органы народного образования встретились
с большими трудностями; школы испытывали большой недостаток
в учительских кадрах, существующие школьные здания не ремонтировались,
а строительство новых почти прекратилось. Все это отрицательно
сказывалось на качестве учебно-воспитательной работы в школах.
Для ликвидации этих трудностей принимались срочные меры. Большое
значение придавалось быстрейшему восстановлению нарушенного
войной закона о всеобщем обучении детей с семилетнего возраста,
а также полному охвату учебой детей, не сумевших получить
образования в период войны.
Советское государство ежегодно увеличивает средства на народное
образование в Башкирии. Развернулось большое строительство
новых школьных зданий. Если за 1947-1950 годы в республике
было построено 118 новых школьных зданий на 14 тысяч ученических
мест, то за годы семилетки построена 231 школа на 105 тысяч
мест. Широко развернулось строительство школ на средства колхозов
и промышленных предприятий.
Коллективы заводов, фабрик, строительных организаций, колхозы
и совхозы осуществляли шефство над школами, оказывали помощь
в укреплении их материальной базы, участвовали в выполнении
закона о всеобуче. Вошло в традицию социалистическое соревнование
за образцовую подготовку школ к новому учебному году. С 1949/50
учебного года школы перешли к обязательному всеобщему семилетнему
образованию в сельской местности. Это явилось крупным событием
в культурной жизни страны.
С 1956 года в республике начали создаваться школы-интернаты.
К концу семилетки в них воспитывалось уже более 30 тысяч учащихся,
а в группах продленного дня занималось около 20 тысяч детей.
В усилении политехнического образования и трудового воспитания
положительную роль сыграли меры, принятые по выполнению закона
об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии
системы народного образования. Однако материальная база для
политехнической подготовки учащихся в школах была недостаточной.
Не оправдался на практике также переход к одиннадцатилетнему
обучению в средних школах. Эти недостатки впоследствии были
исправлены - средняя школа вновь стала десятилетней. В 1962
году в республике был завершен переход к обязательному всеобщему
восьмилетнему образованию.
Обучение в школах Башкирии ведется на русском, башкирском,
татарском, чувашском, марийском, мордовском и удмуртском языках.
В послевоенные годы количество учащихся в Башкирии увеличилось
с 507 тысяч в 1945 году до 788,6 тысячи в 1965 году. Резко
возросло количество учащихся в средних школах. В одном только
1965 году средние школы окончило 14 тысяч юношей и девушек.
Ежегодно более половины учащихся, окончивших среднюю школу,
шло работать на производство.
Значительное развитие получили вечерние и сменные школы рабочей
и сельской молодежи. Учащиеся получают в них образование,
сочетая учебу с производственным трудом. За двадцать послевоенных
лет численность учащихся в школах рабочей и сельской молодежи
возросла с 12,7 тысячи до 50 тысяч человек. В 1965 году в
Башкирии насчитывалось 329 школ рабочей и сельской молодежи.
Многие из них стали двухсменными.
В целях улучшения подготовки учителей Бирский и Стерлитамакский
учительские институты были преобразованы в педагогические.
К концу 1965 года в республике работало 42 тысячи учителей
против 22 тысяч в 1945 году.
В Башкирии насчитывается 7 высших и 50 специальных средних
учебных заведений. В 1966 году в них обучалась 81 тысяча студентов
и учащихся. За годы семилетки высшие и средние специальные
учебные заведения республики подготовили свыше 60 тысяч специалистов
- инженеров, агрономов, врачей, учителей и специалистов средней
квалификации. Ныне в народном хозяйстве Башкирии работает
145 тысяч дипломированных специалистов с высшим и средним
образованием.
Большое развитие в послевоенные годы в республике получила
научно-исследовательская работа. Созданы новые научно- исследовательские
институты нефти, нефтехимии, сельского хозяйства. Всего в
Башкирии к началу 1966 года насчитывалось 22 научно- исследовательских
учреждения, в которых работало около 4 тысяч научных работников,
в том числе 50 докторов и 659 кандидатов наук. Одним из крупных
центров учебной и научно-исследовательской работы стал Башкирский
государственный университет имени 40-летия Октября, организованный
в 1957 году.
Культурно
просветительная работа.
В послевоенные годы намного расширилась сеть культурно- просветительных
учреждений, повысилась их
роль в коммунистическом воспитании трудящихся. К началу 1966
года в Башкирии насчитывалось более 5200 клубов, Домов и Дворцов
культуры, массовых библиотек и других очагов культуры. По
сравнению с 1945 годом их количество увеличилось более чем
на тысячу. Кроме того, более двух тысяч клубов, библиотек,
красных уголков имеют профсоюзы и колхозы.
Среди семи музеев республики самыми крупными являются Краеведческий
музей Башкирской АССР, Уфимский Дом-музей В. И. Ленина и художественный
музей имени Нестерова.
В годы завершения социалистического строительства и в особенности
в период развернутого строительства коммунизма значительно
возросли духовные интересы трудящихся. В связи с этим в городах
и сельской местности возникла широкая сеть университетов культуры.
В 1966 году в Башкирии работало 624 народных университета
и школ культуры, в которых обучалось более 100 тысяч рабочих,
колхозников и служащих. Широкое развитие получила художественная
самодеятельность. Только в учреждениях Министерства культуры
БАССР в 1965 году насчитывалось 9225 кружков, в которых занималось
более 133 тысяч человек.
Массовое распространение в послевоенные годы получили кино,
радио и телевидение. В Уфе, Белорецке, Стерлитамаке, Салавате,
Октябрьском, а также в других городах и многих районных центрах
построены крупные современные кинотеатры. В начале 1959 года
в Уфе был построен Уфимский телевизионный центр. Три четверти
населения Башкирии смотрят телевизионные передачи из Уфы,
Москвы и других городов СССР, а также некоторых стран Европы.
Значительные успехи в послевоенный период достигнуты в развитии
периодической печати.
Уже в 1946 году были восстановлены все газеты и журналы, закрытые
в годы войны. Ныне в Башкирии издаются республиканские газеты
"Совет Башкортостан кызы", "Советская Башкирия",
"Кызыл тан", "Ленинец", "Ленинсе,
"Башкортостан пионеры", а также журналы "Агидель",
"Башкортостан кызы", "Учитель Башкирии",
"Хэнэк" (Вилы), "Пионер" и "Блокнот
агитатора". Всего 8 журналов и 102 газеты, в том числе:
5 республиканских, 7 городских, 48 районных, 37 многотиражных.
Издаются они на башкирском, русском, татарском, марийском,
чувашском и удмуртском языках с общим тиражом 930 тысяч экземпляров.
А в 1946 году тираж всех газет и журналов, издававшихся в
республике, не превышал 250 тысяч экземпляров.
На каждую тысячу жителей Башкирии приходится 750 экземпляров
газет и журналов. Периодическая печать стала первейшей необходимостью
каждой советской семьи, как в городе, так и в деревне.
Заметны успехи и в книгоиздательском деле. В 1965 году Башкирское
книжное издательство выпустило более 350 названий книг и брошюр
против 188 названий в 1946 году. Среди книжной продукции Башкнигоиздата
большое место занимают труды классиков марксизма- ленинизма,
учебники для башкирских и татарских школ, художественная,
а также политическая и специальная литература. Увеличилось
издание на башкирском языке произведений русской классики,
русской советской литературы, литературы братских народов
СССР, а также произведений выдающихся писателей социалистических
стран.
Литература.
В послевоенные годы ЦК нашей партии принял ряд постановлений
по вопросам литературы и искусства, призывающих писателей
и всех деятелей культуры к непримиримой борьбе с буржуазной
идеологией, безыдейностью, проявлениями формализма в литературе
и искусстве, к созданию произведений, призванных воспитывать
советских людей в духе преданности идеям коммунизма.
Основной темой башкирской советской художественной литературы
является героический труд рабочих, колхозников и советской
интеллигенции, их борьба за построение коммунистического общества
в нашей стране.
В послевоенные годы появилось много крупных романов, а также
повестей и рассказов. Большой популярностью среди читателей
пользуются такие книги, как "Парни нашего края"
А. Валеева, "Фундамент" С. Агиша, "Город на
волнах" Г. Гумера, "На склонах Нарыш Тау" К.
Мэргэна, "Орел умирает на лету" и "Я не сулю
тебе рая" А. Бикчентаева, "Униженные", "Будем
друзьями", "Думы" 3. Биишевой, "Иргиз"
X. Давлетшиной, "Навстречу весне" С. Кудаша, "Когда
разлилась Акселян" Б. Бикбаева, "Мурадым" Г.
Амири, "Солдаты без погон" X. Гиляжева и многие
другие.
Последние годы в башкирской литературе характеризуются рождением
нового мемуарного жанра. Вышли в свет мемуары "Незабываемые
минуты", "По следам юности", "Встречи
с Бабичем" С. Кудаша, "Земляки" С. Агиша, "Разные
тропы" С. Кулибая.
Лучшие образцы башкирской поэзии вошли в избранные произведения,
однотомники и отдельные книги башкирских поэтов - Р. Нигмати,
С. Кудаша, М. Карима, Г. Гумера, X. Карима, К. Даяна, Г. Амири,
М. Сюндюкле, С. Кулибая, X. Гиляжева, Г. Рамазанова, Н. Наджми,
М. Гали, К. Киньябулатовой, Т. Арсланова, Ш. Биккулова и других.
В произведениях башкирских поэтов нашли отражение созидательный
труд рабочих и колхозников Башкирии, героизм советских воинов
на фронтах Великой Отече-ственной войны, беспримерный подвиг
советских людей в тылу, где ковалось оружие победы, интернациональная
дружба народов, борьба за мир.
За двадцать послевоенных лет в Башкирии выросло новое поколение
писателей и поэтов. Среди них: М. Мирзагитов, И. Абдуллин,
Р. Сафин, М. Каримов, Ф. Исангулов. Р. Гарипов, Н. Асанбаев,
А. Атнабаев, Н. Мусин, Г. Ибрагимов, Р. Габдрахманов и другие.
В середине 50-х годов были реабилитированы башкирские писатели
старшего поколения: Д. Юлтый, А. Тагиров, И. Насыри, Б. Ишемгулов,
Т. Янаби, X. Давлетшина, Г. Давлетшин, Г. Амантай и другие,
безвинно репрессированные в годы культа личности. Переиздание
их произведений позволило более полно представить этапы формирования
и развития башкирской советской литературы.
Башкирская советская литература стала достоянием многих народов
нашей многонациональной страны. Произведения башкирских писателей
переведены на языки многих братских народов СССР. Книги М.
Карима, С. Кудаша, А. Бикчентаева и других издавались в странах
социалистического лагеря. Башкирская литература вступила в
пору своей зрелости и вышла на всесоюзную арену.
Большими событиями культурной жизни республики явились декада
башкирской литературы и искусства в Москве в мае 1955 года
и проведение в Уфе в апреле 1958 года пленума оргкомитета
Союза писателей Российской Федерации. На пленуме обсуждались
большая и яркая башкирская проза, поэзия, драматургия и литература
для детей. В анализе башкирской литературы приняли участие
видные советские писатели Валентин Катаев, Леонид Соболев,
Сергей Михалков, Сергей Смирнов и другие.
Признанием несомненных успехов башкирской литературы является
и присвоение трем ее лучшим представителям почетного звания
народного поэта Башкирии. Этого звания были удостоены Рашит
Нигмати, Мустай Карим и один из основоположников башкирской
советской литературы, старейший поэт республики Сайфи Кудаш.
Вместе с литературой в послевоенные годы большое развитие
получило литературоведение. Выросли кадры ученых-литературоведов,
появился ряд ценных работ, являющихся плодом многолетних исследований.
К ним относятся монографии А. И. Харисова "Литературное
наследие башкирского народа", Г. 3. Рамазанова "Творчество
М. Гафури", исследования Г. Б. Хусаинова "Творчество
Сайфи Кудаша", "Народный поэт М. Карим", "Даут
Юлтый", "Рашит Нигмати" и другие.
Искусство.
Новый, крупный шаг в своем развитии сделало и молодое башкирское
искусство. В 1946-1947 годах были восстановлены закрытые в
годы войны учреждения искусств Башкирии. Дальнейшее развитие
получили театры в Уфе, Стерлитамаке, Салавате, Сибае. Подготовка
кадров была организована во вновь открытом училище искусств
в Уфе. Кадры для башкирского искусства готовились также в
учебных заведениях Москвы, Ленинграда, Свердловска и Казани.
Декада в Москве в 1955 году явилась для башкирского искусства
экзаменом на зрелость. Высокой оценки московского зрителя,
а также театральной общественности столицы удостоились оперные
и балетные спектакли "Салават Юлаев", "Царская
невеста", "Журавлиная песнь", "Лауренсия",
поставленные Башкирским государственным театром оперы и балета.
Башкирский государственный академический театр драмы с успехом
показал спектакли "Дядя Ваня", "Отелло",
"Черноликие", "Одинокая береза".
Артистам А. К. Мубарякову и 3. Г. Насретдиновой было присвоено
почетное звание народного артиста СССР, а 3. М. Бикбулатовой,
Г. X. Карамышеву, Б. Н. Валеевой, X. Г. Сафиуллину, А. В.
Сутягину и Г. С. Хабибуллину - звание народных артистов РСФСР.
Репертуар национальных театров Башкирии обогатился произведениями
башкирских драматургов на современную тематику, а также произведениями
о революционном прошлом башкирского народа. Тепло были встречены
"Одинокая береза", "Похищение девушки",
"В ночь лунного затмения" М. Карима, "Утро
города" К. Мэргэна, "Рэйсэ" и "Фэйзи"
Н. Асанбаева, "Он вернулся" А. Атнабаева, "Судьба
одной любви" И. Абдуллина, "Седые волосы моей матери"
А. Мирзагитова, "Тальян гармонь" Г. Ахметшина, "Весенняя
любовь" Н. Наджми, "Салават Юлаев" Б. Бикбая
и другие.
Новые произведения сценического искусства создали башкирские
композиторы. Это опера "Азат" Р. Муртазина, оперы
"Салават Юлаев", "Шаура" и музыкальная
комедия "Кодаса" 3. Исмагилова, оперетта "Когда
приходит любовь" Ш. Кульбарисова, балетные спектакли
"Горный орел" X. Ахметова и Н. Сабитова, "Гюльназира"
Н. Сабитова, "Черноликие" X. Заимова и А. Чугаева,
"Горная быль" А. Ключарева.
Наша современность воспета башкирскими композиторами в многочисленных
романсах и песнях, инструментальных, хоровых произведениях
и кантатах. Много сделано ими и в обработке старинных и современных
башкирских народных песен.
Значительный вклад в дело коммунистического воспитания трудящихся
вносят Уфимский и Стерлитамакский русские театры драмы, коллектив
Башкирской государственной филармонии, Башкирский ансамбль
народного танца под руководством заслуженного деятеля искусств
БАССР Ф. Гаскарова.
Башкирское искусство получило широкую известность не только
в Советском Союзе, но и за рубежом. С достижениями искусства
башкирского народа знакомились зрители более чем 20 стран
мира. Англия, Франция, Болгария, Демократическая Республика
Вьетнам, Индия, Ливан, Монголия, Норвегия, Куба, Судан, Эфиопия
- вот далеко не полный перечень стран, где побывали башкирские
артисты.
Выросло и профессиональное мастерство башкирских художников.
Для их творчества характерны широкий показ человека труда,
его преобразовательной деятельности, изображение в художественно-
эмоциональных образах реальной действительности. Художниками
Башкирии созданы значительные полотна: "Приезд В. И.
Ленина в Уфу" И. И. Урядова, "Сорок лет Октября"
А. Э. Тюлькина, "Портрет Салавата Юлаева" Г. С.
Мустафина, "Первая девонская" В. П. Андреева, "Утро
победы в Уфе" Р. У. Ишбулатова, "Чехов в Уфе"
Р. Нурмухаметова и другие.
Широкую известность завоевали также работы Т. Нечаевой, Б.
Домашникова, А. Лутфуллина, Б. Фузеева и других.
Поисками нового отличаются театрально-декоративные произведения
художников М. Арсланова, Г. Имашевой, С. Калимуллина, А. Пантелеева.
Блестящие достижения башкирской советской культуры - яркий
пример торжества ленинской национальной политики в нашей стране.
|