Сердце Урала

Уральские горы разграничивают две равнины, объединяют Европу и Азию в единый величайший материк планеты - Евразию.

Уральские горы - очень древние и сильно разрушенные. На них нет постоянно заснеженных вершин, упирающихся в голубой небосвод. Самые высокие вершины их не достигают даже 2000 метров, они ниже перевалов Кавказа. Но зато эта горная страна в результате длительного разрушения полнее "обнажила" свои клады. Один из лучших знатоков Урала, академик А. Е. Ферсман, назвал Урал "минералогическим раем", единственным на земле по богатству, разнообразию и своеобразию ископаемых недр. "Никакой другой горный хребет на Земле, - вынужден признать американский ученый Дж. Кроен,- не породил такого богатства минеральных ресурсов, как Урал."

В глубину тысячелетий, ко временам отца истории Геродота, уходят упоминания о предках башкир, обитавших на легендарной земле Приуралья. А вот ко II веку новой эры (карга Птолемея) относится первая письменная фиксация наименования реки Яик в форме Daiks (с 1775 г. - Урал), несомненно тюркского (башкирского) по своему происхождению. Не менее древним является и слово Урал, которым русские исследователи в последние десятилетия ХУШ века стали обозначать весь хребет, горную страну от северных до южных ее окраин, протяженностью более двух тысяч километров. Однако до присоединения Башкортостана к России в русском языке не было этого слова. Оно было заимствовано русскими от башкир в XVII-XVIII веках и относилось тогда к горам Южного Урала. Впервые, пишут Н.П.Архипова и Е.В.Ястребов в книге "Как были открыты Уральские горы" (Пермь, 1971), название Урал (в формах Аралтова гора, Оралтова гора, где Аралтова, Оралтова может быть интерпретировано как башкирское Уралтау) встречается в "Книге Большому чертежу" 1627 года. Оно соответствует современному хребту Уралтау на Южном Урале (большая часть хребта находится на территории Республики Башкортостан и лишь северные отроги выходят в район города Златоуста Челябинской области). Остальные районы Урала в тот период в русских исторических источниках назывались совершенно по-другому. Камень, Большой Камень, Большой Пояс, Каменный Пояс, Земной Пояс, Камень большого Пояса, Пояс мира или земли. У античных же авторов это - Рифейские горы, а у коми -Из (в значении "камень"), у манси - Нер ("гора"), у ненцев - Игарка. Наименование Урал, Уральские горы лишь в последующие годы в географических работах В.Н.Татищева и П.И.Рычкова было перенесено на весь хребет. Слово Урал для башкир - символ родины. Оно связано не только с башкирским языком, но и с древней историей и духовной культурой народа. Слово это уходит своими корнями в глубь башкирского эпоса, встречается в башкирских былинах с незапамятных времен. Известна старинная народная поэма о башкирском герое Урал-батыре. В поэме Урал выведен как легендарный богатырь, защитник башкирского народа. В старинных былинах и песнях Урал воспевается как священная родина башкир, надежная природная крепость, защищающая их от врагов. Ни у какого другого народа, населяющего соседние с башкирами территории, в народном эпосе нет былин и песен об Урале. Нет их и у народов Северного Урала.

В топонимике имеется несколько толкований оронима Урал. Некоторые исследователи выдвигали предположение о его связи с угорскими языками: с хантыйским словом урр, мансийским урр-ала - "гребень, вершина горы" . Однако в прошлом этим языкам вовсе не было известно название Урал. Не поддается объяснению, как из урр-ала можно получить форму урал. Трудно также принять и утверждение, что название Урал восходит к форме Арал в значении "средняя, средиземная" (гора). Правда, в "Книге Большому чертежу" название Урала приведено в форме Аралтова, Оралтова. Но все-таки название Урал древнее и устойчивее, чем формы Арал и Орал у казахов. Тем более что у башкир такого рода варианты не употреблялись. Наименование Урал применительно к южной части этих гор впервые встречается в ХШ веке в труде Абул-газихана, посвященного "описанию границ улусов сыновей Шейбани из Чингисова рода и в ногайских дастанах" . Судя же по эпосу "Урал-батыр", как название Урал, так и имя эпического героя употреблялось башкирами и в более отдаленные времена.

Наиболее вероятно искать корни слова Урал в тюркском языке: основа глагола "ура" ("извиваться, опоясывать") плюс словообразовательный аффикс "-л". Следовательно, слово урал и как орографический термин, и как ороним означает определенный тип горных хребтов. С этой точки зрения Уральские горы действительно уместно было назвать и Земным, и Каменным Поясом, и Поясом мира. По башкирскому поверью, на Земле существует семь гор такого типа (урал), что совпадает с взглядами древних арабских географов, которые разделяли земной шар на семь климатов, а это в свою очередь соответствует семи главным горным системам планеты.

Героический эпос "Урал-батыр" занимает ведущее место в эпическом творчестве башкирского народа. Он создан на основе древних мифологических представлений и быта коренных обитателей Южного Урала - "в нем с высоким поэтическим мастерством отражены вечные темы бессмертия жизни и природы, торжества добра над злом, идеи справедливого мироустройства и гуманизма".

Композиционно эпос состоит из трех частей, повествующих о деяниях трех поколений героев. Вначале рассказывается о всемирном потопе, о первых людях - Янбирде и Янбике, о рождении их сыновей Урала и Шульгана. По мере развития сюжета происходит переход от архаического мифа к конкретно-историческому осмыслению действительности Урал и Шульган уходят из дома на поиски бессмертия. По пути Урал-батыр уничтожает жестокого хана - завоевателя Катила и царство царя змей Кахкахи; убивает Азраку - царя Подземного и Подводного царства; вступает в борьбу с братом Шульганом, перешедшим на сторону злых сил; окропляет землю башкир живой водой (йэншишмэ) и таким образом приносит ей бессмертие. В третьей части эпоса повествуется о рождении сыновей Урала, которые продолжают дело отца - бьются с дэвами, добывают живую воду. События в эпосе завершаются гибелью богатыря Урала. Тело батыра после его смерти превращается в гору Уралтау, ставшую родиной башкир. В поэме утверждается идея бессмертия природы, вечной жизни народа. Подвиг Урал- батыра, подобно Прометею из древнегреческих мифов, совершен во имя счастья людей и избавления человечества от сил зла.

Сюжетная линия "Урал-батыра" нашла свое продолжение в эпических сказаниях "Акбузат" и "Кузяк-бий". Главным героем эпоса "Акбузат" становится правнук Урала Хаубан. Алмазный меч и боевой конь Урала помогают ему в борьбе с враждебными людям силами.

Исследования последних лет позволили обнаружить, с одной стороны, сходство отдельных мотивов и сюжетных элементов "Урал-батыра" с шумеро-аккадским эпосом о Гильгамеше. Следовательно, отдельные пласты башкирского фольклора имеют под собой индоиранскую культурную и мифологическую основу. С другой стороны, своеобразие башкирской духовной культуры в том, что она устойчиво сохранила, наряду с характерными чертами индоиранской древности, особенности поэтического мышления древних тюрков Урало-Алтая и Центральной Азии. Башкиры, судя по эпосу "Урал-батыр", как и древние тюрки, верят в небесного царя. У древних тюрков богиня плодородия - Умай. В башкирском эпосе Хумай - дочь царицы птиц Самрау и Солнца - жена Урал-батыра. В эпосе "Урал-батыр" Земля и Вода - священные и вечно живые субстанции, что и нашло отражение в башкирской поэзии.

Невозможно обойти вниманием народную историческую песню об Урале. В песне ярко и красочно воспет величественный образ седого Урала, в ней выражена безграничная любовь народа к этой древней стране гор и степей, воспеты подвиги героев, отстоявших родную землю в борьбе с иноземными поработителями. Согласно легендам, возникновение песни "Урал" может быть отнесено ко времени образования Союза семи племен в начале ХШ века, сыгравшего значительную роль в судьбе башкир в период татаро-монгольских завоеваний. С этим связано и прежнее название песни - "Еге ырыу" ("Семь родов"). Песня "Урал", по всеобщему признанию, стала национальным гимном башкирского народа.

Понятие Урал как понятие родины стал одним из важнейших поэтических символов национальной культуры, неотъемлемой частью духовной жизни Башкортостана. Во вдохновенных строках воспел родной Урал легендарный герой, поэт и полководец Салават Юлаев. Самого же Салавата другой великий сын башкирского народа - поэт Шайхзада Бабич - назвал сыном Урала, бесстрашным львом. Монументальный образ Урала создал в своей поэме "Прекрасные долины Агидели" поэт Рашит Нигмати.

Башкортостан - сердце Урала. Эти слова не только поэтическая метафора. В них заложен глубокий смысл, в них - источник вдохновения и любви к земле отцов и дедов.

Рашит Шакур, Шаура Шакурова

 

 
 
 

 

По всем вопросам о размещение ре-кламы и заметкам по дизайну обращаться по адресу
oktb-tower@narod.ru
 
Разработка и дизайн - Personal Developments
Hosted by uCoz