История нашего города.

2 Когда улицы были безымянными.

Жителей становилось день ото дня всё больше. Сюда прибывали тысячм буровиков, нефтедобытчиков, строителей из других нефтяных городов, близлежащих сельских районов. И опять с новой силой возникла проблема жилья. Чтобы как-то расселить народ, строили землянки и временные жилища, но этого было недостаточно .
Выход из положения виделся один - поселить людей, хотя бы до зимы, в палатках. И вот на пригорке (от места где теперь стоит ДК Геофизик) поставили палатки в четыре ряда. В них разместились сотни семей. Вплоть до зимы дымил печуркам палаточный городок, пестрел выстиранным бельём. Тракторами подвозили сюда дрова из Леонидовки. Доставляли питьевую воду.
Люди не жаловались, с терпением ждали, когда подойдёт очередь на построенное жильё. Дружно помогали строителям собирать финские дома, рыть котлованы под строительство домов и траншеи под водопровод.
Построили и собрали тогда много домов, но всё-таки немало семей оставалось в палатках. Эти семьи на время зимы расселили в окрестных деревнях.
В 1948 г. полностью застроили квартал отведённый под строительство финских домов.
За вновь построенным кварталом лежал пустырь. На нём зияли воронки разного размера и глубины. Тысячелетиями подземные воды вымывали в гипсе пещеры, кровля которых обвалилась, образую воронки.
В 1947 г. было приято решение организовать на этом месте парк культуры и отдыха. В этом мероприятии принялло участие почти все население города.
Для парка требовалось очень много посадочного материала. Осенью его завезли из Ярмухаметовского лесопитомника. Над карстовыми провалами зазелененли листья тоненких клёнов, тополей вязов и лип.
И по сей день под тёплым весенним ветерком разросшийся парк радует горожан. И лишь только несколько самых больших низин напоминает старожилам о том, какое здесь было раньше место.
Давно уже не осталось следа от землянок, снесены финские дома, саманные и дощато - засыпные дома - всё, что напоминало о первых годах жизни города.


§ 1. Самый длинный мост в мире..

В 1948 г . через р. Ик были построенны два капитальных автодорожных моста. Их строительством руководил опытный строитель Лев Ефимович Олифер.
В те времена газета "Труд " писала : "… Самым длинным мостом в мире можно считать тот, что пересекает скромную степную речушку Ик около города Октябрьского. Судите сами: автомобиль въезжает с запада в 10 часов утра, а восточного берега достигает в полдень. А всё дело в том, что на западном берегу, в Татарии , московское время, на восточном же, в Башкирии, живут по уральскому поясному, сутки по которому начинаются на два часа раньше. ".
Сооружение икских мостов в то время было делом трудным и сложным Вся механизация строителей мостовиков состояла из двух лёгких дизель молотов и одной до предела изношенной трофейной "бабы" для забивки свай. Трубы для свайных опор забивали несколько месяцев, хотя работа шла круглосуточн. Трудно далось и сооружение железобетонных ростверков на сваях, заглубленных в дно реки. Но всё же устои моста возвели своевременно.
В морозном и буранном январе 1948 г. получили металозаготовки для строительства межпролётных строений моста. Из них предстояло склепать мостовые конструкции. Требовалось поставить без малого восеь тысяч заклёпок, но небыло ни одного клепальщика. Проблему решили прекреплением учеников к стоиобъекту. Через месяц ученики постигли "секреты" мастерства.
Когда настало время бетонировать проёзжую часть моста, не оказалось вибраторв для уплотнения бетона. И тут строители нашли выход: "реконструировали" обычные электродвигатели таким образом, что включенные в электро сеть, они тряслись словно в лихарадке.
Первый мост на уруссинской дороге строили год и два месяца. Сооружение другого моста на Бавлинской дороге заняло девять месяцев.
Урусинский мост соединил город Октябрьский с базами материально технического снабжения. Положение значительно, когда построили железнодорожную ветку Уруссу - Нарышево. До этого приходилось все грузы доставлять по мосту - временке .
Благодаря бавлинскому мосту ускорилось освоение нового месторождения на юго - востоке Татарии. Там быстро вырос и обустроился укрупнённый промысел Туймазанефть.
Строители много сделали для молодого города башкирских нефтяников в самые трудные годы его становления.
Много воды утекло с тех пор как строители покинули возведённые ими мосты, с тех пор как первый автомобиль проехал по асфальтированным полотнам стальных гигантов. Однако и по сей день мы пользуемся результатом их самоотверженного труда.

назад
 
 

 

По всем вопросам о размещение ре-кламы и заметкам по дизайну обращаться по адресу
oktb-tower@narod.ru
 
Разработка и дизайн - Personal Developments
Hosted by uCoz