§9.
Состояние культуры дореволюционной Башкирии.
Просвещение.
Кто читал повесть Мажита Гафури "Черноликие" или
смотрел спектакль, поставленный по ней, тот может легко представить
себе дореволюционную школу для татаро-башкирских детей. Мрачное
низенькое помещение, служащее одновременно и классом, и спальней,
и столовой. Утром - намаз (молитва), днем - намаз, вечером
- опять намаз - всего пять раз в день. Обучение велось без
четкой программы и учебников. Мугаллимы (учителя) работали
без определенного жалованья: они жили за счет пожертвований
родителей.
Такая школа не могла привить детям достаточных знаний. Они
не учились русской грамоте. И вообще среди башкир было мало
владеющих русским языком, хотя 18 процентов башкирского населения
до революции считалось грамотным. Они умели писать и читать
по-татарски (алфавит был арабский).
Среди русского населения грамотных тоже насчитывалось немного,
особенно в сельской местности.
Во время революции 1905-1907 годов была попытка создать общеобразовательные
школы для татар и башкир на родном языке. Но духовенство добилось
сохранения старой религиозной системы образования в мектебе
и медресе.
В некоторых медресе, вопреки запрету духовенства, ученики
получали некоторые общеобразовательные знания. Таким прогрессивным
учебным заведением было уфимское медресе "Галия".
Эту школу окончили многие башкирские и татарские писатели,
учителя и другие деятели культуры.
В русские гимназии и реальные училища доступ для нерусского
населения был затруднен. Высших учебных заведений в Башкирии
вовсе не было. Только в 1909 году в Уфе был открыт учительский
институт, который готовил педагогов для городских училищ.
Литература
и искусство.
Крупнейшим представителем башкирской художественной литературы
был Мажит Гафури (1880-1934). Будучи сыном учителя из деревни
Зилим-Караново Стерлитамакского уезда, он с раннего детства
видел тяжелую жизнь башкирских и татарских крестьян. Бедственное
положение народа стало главной темой его творчества.
Произведения Гафури проникнуты не только жалостью к народу,
но и глубокой верой в его великую силу. Он призывал народ
к борьбе против самодержавия и национального гнета, и царское
правительство жестоко преследовало писателя. С 1911 года до
Февральской революции Мажит Гафури находился под надзором
полиции.
Младшими современниками М. Гафури были писатели Галимзян Ибрагимов
(1887-1938) и Афзал Тагиров (1890-1938). Их творчество также
проникнуто М. Гафури любовью к простым людям, ненавистью к
угнетателям.
Яркое место в истории дореволюционной башкирской литературы
занимает поэт Шайхзада Бабич (1895-1919), В своих поэтических
произведениях он воспевал трудолюбивый башкирский народ, борьбу
с гнетом и произволом.
В дореволюционные годы начинают печатать свои произведения
Сайфи Кудаш, Даут Юлтый и некоторые другие.
Среди башкир были и художники. Первый из них - К. А. Давлеткильдеев,
уже до революции занимавшийся живописью.
Создателями первой артистической труппы были Ильяс Кудашев-
Ашкадарский и В. В. Муртазин.
Развитие башкирского театрального искусства происходило в
борьбе с мусульманским духовенством, объявившим театр "игрой
бесов". Презрев преследование духовенства, в театр пришли
и женщины. Это были С. Гизатуллина-Волжская, Е. Сыртланова
(Шляхтина), Ф. Шаймарданова и другие.
Культура башкирского народа развивалась под благотворным влиянием
русской культуры.
Работали в Башкирии или писали о ней многие русские писатели:
в XIX веке - С. Т. Аксаков, Л. Н. Толстой, Д. Н. Мамин-Сибиряк;
в начале XX века - Н. А. Крашенинников и другие. "Угасающая
Башкирия"- так назвал Крашенинников одну из своих книг
(1907). Башкирию в ней он изображает краем голода и разорения,
осуждает гнет и произвол эксплуататоров. Тяжелая жизнь рабочих
Южного Урала и трудящихся масс башкир изображена также в рассказах
Г. П. Белорецкого (1879- 1913).
Родился и провел детство в Уфе известный русский художник
М. В. Нестеров (1862-1942). Он собирал произведения таких
художников, как Репин, Айвазовский, Шишкин и другие. Впоследствии
Нестеров передал свою коллекцию Уфимскому художественному
музею, который ныне носит его имя.
|