§9. Состояние культуры дореволюционной Башкирии.

Просвещение.

Кто читал повесть Мажита Гафури "Черноликие" или смотрел спектакль, поставленный по ней, тот может легко представить себе дореволюционную школу для татаро-башкирских детей. Мрачное низенькое помещение, служащее одновременно и классом, и спальней, и столовой. Утром - намаз (молитва), днем - намаз, вечером - опять намаз - всего пять раз в день. Обучение велось без четкой программы и учебников. Мугаллимы (учителя) работали без определенного жалованья: они жили за счет пожертвований родителей.
Такая школа не могла привить детям достаточных знаний. Они не учились русской грамоте. И вообще среди башкир было мало владеющих русским языком, хотя 18 процентов башкирского населения до революции считалось грамотным. Они умели писать и читать по-татарски (алфавит был арабский).
Среди русского населения грамотных тоже насчитывалось немного, особенно в сельской местности.
Во время революции 1905-1907 годов была попытка создать общеобразовательные школы для татар и башкир на родном языке. Но духовенство добилось сохранения старой религиозной системы образования в мектебе и медресе.
В некоторых медресе, вопреки запрету духовенства, ученики получали некоторые общеобразовательные знания. Таким прогрессивным учебным заведением было уфимское медресе "Галия". Эту школу окончили многие башкирские и татарские писатели, учителя и другие деятели культуры.
В русские гимназии и реальные училища доступ для нерусского населения был затруднен. Высших учебных заведений в Башкирии вовсе не было. Только в 1909 году в Уфе был открыт учительский институт, который готовил педагогов для городских училищ.

Литература и искусство.

Крупнейшим представителем башкирской художественной литературы был Мажит Гафури (1880-1934). Будучи сыном учителя из деревни Зилим-Караново Стерлитамакского уезда, он с раннего детства видел тяжелую жизнь башкирских и татарских крестьян. Бедственное положение народа стало главной темой его творчества.
Произведения Гафури проникнуты не только жалостью к народу, но и глубокой верой в его великую силу. Он призывал народ к борьбе против самодержавия и национального гнета, и царское правительство жестоко преследовало писателя. С 1911 года до Февральской революции Мажит Гафури находился под надзором полиции.
Младшими современниками М. Гафури были писатели Галимзян Ибрагимов (1887-1938) и Афзал Тагиров (1890-1938). Их творчество также проникнуто М. Гафури любовью к простым людям, ненавистью к угнетателям.
Яркое место в истории дореволюционной башкирской литературы занимает поэт Шайхзада Бабич (1895-1919), В своих поэтических произведениях он воспевал трудолюбивый башкирский народ, борьбу с гнетом и произволом.
В дореволюционные годы начинают печатать свои произведения Сайфи Кудаш, Даут Юлтый и некоторые другие.
Среди башкир были и художники. Первый из них - К. А. Давлеткильдеев, уже до революции занимавшийся живописью.
Создателями первой артистической труппы были Ильяс Кудашев- Ашкадарский и В. В. Муртазин.
Развитие башкирского театрального искусства происходило в борьбе с мусульманским духовенством, объявившим театр "игрой бесов". Презрев преследование духовенства, в театр пришли и женщины. Это были С. Гизатуллина-Волжская, Е. Сыртланова (Шляхтина), Ф. Шаймарданова и другие.
Культура башкирского народа развивалась под благотворным влиянием русской культуры.
Работали в Башкирии или писали о ней многие русские писатели: в XIX веке - С. Т. Аксаков, Л. Н. Толстой, Д. Н. Мамин-Сибиряк; в начале XX века - Н. А. Крашенинников и другие. "Угасающая Башкирия"- так назвал Крашенинников одну из своих книг (1907). Башкирию в ней он изображает краем голода и разорения, осуждает гнет и произвол эксплуататоров. Тяжелая жизнь рабочих Южного Урала и трудящихся масс башкир изображена также в рассказах Г. П. Белорецкого (1879- 1913).
Родился и провел детство в Уфе известный русский художник М. В. Нестеров (1862-1942). Он собирал произведения таких художников, как Репин, Айвазовский, Шишкин и другие. Впоследствии Нестеров передал свою коллекцию Уфимскому художественному музею, который ныне носит его имя.

назад
 
 

 

По всем вопросам о размещение ре-кламы и заметкам по дизайну обращаться по адресу
oktb-tower@narod.ru
 
Разработка и дизайн - Personal Developments
Hosted by uCoz